Новые возможности для молодых семей
Все статьи »

Истории любви. Ромео и Джульетта.

Продолжаю знакомить вас, дорогие читатели, с историями любви, оставивших глубокий след в истории и сердцах людей. Подобные легенды, когда влюбленные выбирают смерть неминуемой разлуке, есть у каждого народа, но история любви Ромео и Джульетты, благодаря гению Шекспира, несомненно, самая известная. Сказка это, или быль – никто никогда не узнает, но определенное сходство с историческими персонажами придает легенде реалистичность.  
В чем же секрет такой популярности у этой истории: ведь герои этой трагедии еще дети, без жизненного опыта; были знакомы друг с другом всего два дня, после чего оба сознательно лишили себя жизни во имя любви?
Может быть, в том, что они своим примером показали, нам взрослым, что истинную любовь нельзя ни продать, ни предать? Вспомним, как эта девочка, узнав о том, что Ромео убил ее любимого брата Тибальта, сначала осыпает Ромео проклятьями, и тут же, спохватившись, начинает горячо защищать своего возлюбленного. Вспомним, как Джульетта отказывается выйти замуж за более знатного, чем Ромео, молодого человека. (Спросить по совести, многие ли современные девушки поступили бы так же?) Вспомним, наконец, как они оба не смогли жить друг без друга.
Или, может быть, секрет популярности легенды о Ромео и Джульетте, в том, что она, нам живущим, служит неким камертоном, измеряющим чистоту помыслов и отношений?
На мой взгляд, нет однозначного ответа на этот вопрос, как и нет ответа на вопрос «Что такое любовь?». Остается лишь пожелать, чтобы каждый человек хоть раз в жизни испытал это прекрасное чувство, воспетое в веках.
Для  тех, кто подзабыл, или не читал, напомню, очень кратко, сюжетную линию трагедии Шекспира с основными действующими лицами и с моими комментариями. (Может быть, это побудит вас перечитать Шекспира, или еще раз посмотреть фильм)?
В качестве иллюстраций буду использовать кадры из фильма Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта». (Этот фильм завоевал множество наград и считается лучшей экранизацией трагедии Шекспира. Ну, и лично для меня, как, наверное, и для многих миллионов людей, персонажи трагедии выглядят именно так).
Описываемые события, согласно легенде, произошли в Вероне в начале XIV века.
Главные действующие лица:
Герцог Веронский – Эскал. (Герцог – феодал «первой руки», т.е. был вассалом только короля. В описываемый период (время феодальной раздробленности), фактически был независимым и полновластным правителем).
Монтекки и Капулетти – (феодалы «второй руки», вассалы герцога Эскала. Из-за их вражды в Вероне было небезопасно: дрались между собой, как сами дворяне, так и их слуги, при первой же возможности. Положение усугублялось тем, что еще действовали законы «кровной мести» - так что их вражда могла быть бесконечной).
Парис – родственник Эскала, (официальный жених Джульетты).
Меркуцио – родственник Эскала, друг Ромео.
Ромео – сын Монтекки. (Наследник рода. Сколько ему было лет – неизвестно, но по некоторым фразам мы можем догадаться, что он был очень молод).
Джульетта – дочь Капулетти. (Наследница рода. Джульетте было 13 лет, через две недели после начала описываемых событий ей исполнилось бы 14 лет. К слову, мать Джульетты говорит: «Что до меня — в твои года давно уж я матерью твоей была». Средняя продолжительность жизни в средние века была 30 лет: высокая смертность от болезней, междоусобные войны и пр. Поэтому неудивительно, что так рано выходили замуж и женились – торопились жить, по большому счету).
Кормилица Джульетты – (Наперсница Джульетты, связующее звено между Ромео и Джульеттой).
Тибальт – племянник Капулетти.
Брат Лоренцо – францисканский монах. (Францисканский орден – нищенствующий орден.  Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Из францисканцев вышла целая плеяда мыслителей Средневековья и Ренессанса. Видимо поэтому Шекспир наделил Брата Лоренцо самыми лучшими душевными качествами, а также, способностью изготавливать разные снадобья, в том числе и волшебные).
 
Шекспир в пьесе четко указывает три дня недели – понедельник, среда и четверг. Опираясь на эти данные, хронологически опишем события. Итак:
Воскресенье:
1.Происходит очередная стычка между Монтекки и Капулетти, в результате чего герцог объявляет, что, в случае повтора столкновений, зачинщиков казнят.
2.Ромео страдает из-за безответной любви к Розалине из рода Капулетти (к слову, давшей обет безбрачия).
3.Благодаря неграмотному слуге Капулетти, (попросившего Ромео прочитать, что написано в приглашении), Ромео узнает о предстоящем празднике у Капулетти и решает, несмотря на опасность, туда пойти, чтобы лишний раз увидеть Розалину.
4.Парис сватается к Джульетте, но пока получает отказ отца по причине ее юного возраста.
5.Бал – маскарад у Капулетти. Тибальт узнает Ромео на балу и хочет наказать его за то, что он проник на их праздник, но синьор Капулетти удерживает его:
«Что ты к нему пристал?
Он держится, как должно, и в Вероне
Единогласно признан, говорят,
Примером истинного благородства».
6.Встреча на балу Ромео и Джульетты – любовь с первого взгляда, которая омрачается осознанием того, что их союз обречен, т.к. враждующие семейства не допустят их брака.
7.Знаменитое объяснение Ромео и Джульетты в любви на балконе. Джульетта предлагает завтра же обвенчаться.
 
Понедельник:
1.Ромео договаривается с Братом Лоренцо о тайном венчании. Брат Лоренцо убежден, что этот брак – хорошая возможность для примирения враждующих семейств и соглашается.
2.Во время отсутствия  Ромео, ему приносят вызов  на поединок от затаившего обиду Тибальта.
3.Венчание Ромео и Джульетты. После венчания молодожены расходятся по своим домам.
4.По пути домой Ромео встречает ссорящихся Тибальта и Меркуцио. Тибальт,  увидев Ромео, вызывает его на поединок, но Ромео уклоняется от него – ведь Тибальт теперь его родственник.
5.Меркуцио не выдерживает покорности Ромео, и вступает в бой с Тибальтом. Ромео пытается их разнять, и из-под его руки Тибальт наносит смертельную рану Меркуцио.
6.Ромео, ослепленный яростью, догоняет Тибальта и, вступив в схватку, убивает его.
7.Два семейства приносят тела убитых к герцогу и требуют возмездия. После недолгого разбирательства герцог устанавливает зачинщика драки (Тибальта), и поскольку Ромео убил нарушителя указа герцога, его приговаривают не к казни, а к изгнанию из Вероны в соседний город - Мантую.
8.Парис в очередной раз сватается к Джульетте, и на этот раз, получает согласие отца. Свадьбу назначают на четверг.
9.Кормилица Джульетты организует тайное ночное свидание Ромео и Джульетты. (Их первая и последняя брачная ночь).


 
Вторник:
1.Ромео под утро уезжает в Мантую в изгнание, но оставляет слугу для связи с Джульеттой.
2.Родители Джульетты сообщают ей о своем решении: она в четверг выходит замуж за Париса.
3.Джульетта полна решимости убить себя, но не выходить замуж за нелюбимого. Она идет за советом к Брату Лоренцо.
4.Брат Лоренцо предлагает Джульетте выход из положения: он даст ей волшебный напиток, выпив который, она заснет на 42 часа, (при этом все будет выглядеть так, как будто она умерла). Ее отнесут в фамильный склеп, спустя 42 часа, ночью, Брат Лоренцо и Ромео придут в склеп и заберут ее оттуда. Ромео и Джульетта уедут в Мантую и будут ждать удобного повода, чтобы вернуться.
5.Джульетта соглашается на этот план, возвращается домой и объявляет родителям о своем согласии выйти замуж за Париса.
6.Брат Лоренцо отправляет монаха с письмом к Ромео, в котором предупреждает его обо всем. Однако происходит роковая случайность: монах, отправленный с письмом к Ромео, так из Вероны и не уехал. Этому монаху и его спутнику, оказывавшему помощь больному, запретили выходить из дома - «наложили печать», т.к. предполагали, что у больного была чума.  (В средние века изоляция была единственным способом избежать эпидемии, ведь  смертность при бубонной форме чумы достигала 95%, при лёгочной — 98—99%. Иногда "запечатывали" целые города и селения.) Таким образом, Ромео не узнает о том, что смерть Джульетты – постановочная.

        

Среда:

Нет никакого описания событий, произошедших в среду. (Видимо, готовились к свадьбе).
В ночь со среды на четверг Джульетта выпивает волшебное зелье и «умирает».
 
Четверг:
Кормилица находит утром «мертвую» Джульетту. Её хоронят в фамильном склепе. Слуга Ромео узнает об этом и спешит к своему хозяину с печальным известием. Ромео покупает яд у аптекаря (чтобы отравиться на могиле возлюбленной) и скачет в Верону.
 
Пятница:
1.Брат Лоренцо, узнает, что письмо к Ромео не доставлено и, предчувствуя беду, спешит к усыпальнице Джульетты.
2.Ночью Парис приходит к фамильному склепу Капулетти, чтобы возложить цветы на могилу невесты.
3.В это же время туда прибывает Ромео.
4.Парис узнает Ромео и, предполагая, что Джульетта умерла от горя из-за смерти Тибальта, вызывает Ромео на поединок. Ромео не желая того, вынужден ввязаться в  драку, и убивает Париса. Перед смертью Парис просит, чтобы его положили рядом с Джульеттой.
5.Ромео входит в склеп и видит «мертвую» Джульетту, прощается с ней и выпивает яд.
6.Брат Лоренцо появляется в склепе и находит мертвых Париса и Ромео. В это же время просыпается Джульетта, видит мертвого Ромео - она в отчаянье. Брат Лоренцо зовет ее наружу, т.к. слышит приближение стражников; Джульетта отказывается; Брат Лоренцо уходит.
7.Джульетта находит кинжал в ножнах Ромео и закалывает себя.
8.(Этой же ночью скончалась мать Ромео от переживаний за сына).
9.Стражники, видя мертвые тела, задерживают слуг Париса и Ромео, а также Брата Лоренцо. Вызывают Монтекки, Капулетти и герцога для разбирательств.
10.Герцог проводит короткое расследование, Брат Лоренцо рассказывает о произошедших событиях, слуги подтверждают его рассказ. Монтекки и Капулетти примиряются над телами своих детей.
«Нет повести печальнее на свете…»


История любви Ромео и Джульетты всегда пользовалась повышенным вниманием, но с появлением кинематографа интерес к ней вспыхнул с новой силой: начиная с 1900 года, трагедия Шекспира была экранизирована более 50 раз. Она вдохновляла художников и поэтов, музыкантов и просто влюбленных. Ведь недаром, и поныне, имена Ромео и Джульетты являются синонимом любви.
В  Вероне у туристов пользуются повышенным вниманием Дома Ромео и Джульетты, а также, Гробница Джульетты, которые исторически не имеют ничего общего с персонажами пьесы, а служат скорее неким символом их любви.
Существует, также, «Клуб Джульетты». Интересна история его создания. В музее на территории бывшего монастыря Сан Франческо, где находился старинный саркофаг — по преданию, Гробница Джульетты, некоторые посетители оставляли записки для Джульетты, в которых делились своими любовными переживаниями. Хранитель музея (с 1937 года), веронец Этторе Солимани, оказался неравнодушным человеком и начал отвечать на эти записки от имени «секретаря Джульетты». С годами эта традиция стала набирать популярность, появилась группа единомышленников, которая с переменным успехом  пыталась разбирать все пребывающую почту (некоторые письма подписывались просто: «Италия. Верона. Джульетте»). И только в 90-е годы ХХ века клубу предоставили офис, и государство взяло на себя часть расходов.
Сейчас можно отправить письмо Джульетте в электронном виде, или расписаться на виртуальной стене ее дома.
Любите и будьте любимыми! 
Искренне ваша, И.М.
25.06.2025
2054

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]